Репинские "Пенаты"
За невысокой оградой раскинулся парк. Сосны, ели, молодые березы обступили причудливый деревянный дом с большими окнами, стеклянными скатами кровли, резными украшениями, балконами и верандами, отражающимися в зеркале живописного пруда. Это — "Пенаты", место, где провел последние тридцать лет своей жизни великий русский художник Илья Репин.
В уединении
"Пенаты" — первый музей, связанный с жизнью Репина. Художник приобрел это поместье в 1899 году. Его привлекли очарование природы, тишина, лишь изредка нарушаемая шумом моря, и в то же время близость Петербурга. Здесь он спокойно работал, не чувствуя себя оторванным от бурной жизни северной столицы. Через несколько лет запущенный, заросший кустарником участок превратился в великолепный парк с прудами, дорожками, беседками, а небольшой дом оброс новыми пристройками. И все это делалось по замыслу самого Репина и очень часто его же руками.
Святая святых
Самая интересная часть экспозиции — это, конечно, святая святых художника — его мастерская, выполнявшая одновременно и роль кабинета. Своей передней закругленной стеной эта комната напоминает корму большого парохода. Застекленная с трех сторон,
она в течение всего дня полна света. В ней было удобно работать, сидя за письменным столом, а чтобы увидеть парк, достаточно было лишь поднять голову. В кабинете художника вдоль окон, как и прежде, стоят скульптурные портреты близких ему людей — Д.И. Менделеева, В.В. Стасова, В.И. Сурикова, Л.И.Толстого...
Комната Венеры
Так иногда называли гостиную Ильи Ефимовича, потому что одним из ее украшений был слепок со знаменитой статуи Венеры Милосской. Центральное место в гостиной всегда занимал рояль: музыка была страстным увлечением художника. Самые знаменитые музыканты того времени считали для себя честью побывать в "Пенатах". Здесь пел Шаляпин, исполняли свои произведения Глазунов, Асафьев и многие другие. Иногда гостей собиралось так много, что импровизированные концерты переносились в парк, на "площадь Гомера", где эстрадой служила небольшая беседка, которую Репин называл "Храмом Озириса и Изиды".
Столовая "Пенатов" Рядом с комнатой Венеры находится знаменитая столовая Репина. Одна из ее достопримечательностей — круглый стол, средняя часть которого свободно вращается, чтобы сидящие могли достать любое блюдо без посторонней помощи. В начале века за этим столом собирался цвет русской творческой интеллигенции.
Музей-усадьба
"Пенаты" стали музеем в 1940 году. С началом Великой Отечественной войны большая часть экспонатов была эвакуирована в Ленинград. В 1944 году отступавшие финские войска сожгли усадьбу. Большинство построек, в том числе сам дом, были восстановлены только в начале 1960-х годов. В 1962 году музей был вновь открыт для посещения.
Экспозиция
Основную часть экспозиции дома Репина занимают мемориальные комнаты: мастерская, кабинет, гостиная, столовая и прихожая. В своем первоначальном виде они до нас не дошли. В бурные годы революций и войн "Пенаты" были полностью разрушены. Но все здесь восстановлено по сохранившимся фотографиям и обставлено подлинными вещами художника. Комнаты украшают более ста живописных и графических работ самого Репина и его учеников — Малявина, Бродского, Кустодиева, Куликова... Осмотр мемориальных комнат начинается со скромной прихожей. Здесь находится знаменитый медный гонг, ударом которого посетители извещали хозяина о своем приходе.
Как проехать
"Пенаты" находятся недалеко от Финского залива, в поселке городского типа Репино, что в сорока километрах к северо-западу от Санкт-Петербурга. Из Санкт-Петербурга до "Пенатов" можно добраться автобусом №411 от станции метро "Черная Речка". Электропоездом — с Финляндского вокзала или от станции метро "Удельная" до станции "Репино".
Часы работы
Музей-усадьба И.Е. Репина (кстати, единственный музей на Карельском перешейке) открыт ежедневно, кроме вторника, с 10.30 до 16 часов....